О проблемных заемщиках и судах с россией, о банке Укрпочты и других конкурентах Ощада, о реальной ситуации с кредитованием во время войны, а также о деньгах, женщинах и искусственном интеллектев интервью главы правления государственного Ощадбанка Сергея Наумова для Delo.ua.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.


Забронировать участие

О цифрах, которые (не) удивляют

Стратегическая программа Ощадбанка, утвержденная наблюдательным советом в конце 2024 года, — на какой период она рассчитана и предусматривает ли приватизацию?

— Программа рассчитана на четыре года — с 2025 по 2028-й. На сегодняшний день нет разговоров о приватизации. Все довоенные планы по приватизации приостановлены. Философия руководства Ощадбанка следующая: мы должны сделать банк таким, чтобы в любой момент, когда наш акционер решит, что пришло время приватизации, мы были готовы.

Вы закладываете такую возможность в четырехлетнюю программу развития банка?

— Возможность приватизации? Нет. Не закладываем. Мы закладываем в программу развитие банка, чтобы к моменту, когда акционер примет решение о приватизации банка, он был очень интересным активом для потенциальных инвесторов.

В 2024 году Ощадбанк заработал рекордную прибыль до налогообложения в сумме 18,6 млрд грн. Это вдвое больше показателя 2023 года. За счет чего банк получил такую прибыль? Сколько Ощад заработал на кредитовании, на государственных облигациях и на депозитных сертификатах НБУ?

— Прибыль мы получили за счет роста кредитно-инвестиционного портфеля. Рост чистого процентного дохода составил 29%, или 5,5 млрд грн по сравнению с прошлым годом. При этом чистый непроцентный доход вырос на 0,4 млрд грн. Переоценка облигаций в капитале банка прибавила к прибыли 4,1 млрд грн. Улучшение кредитного портфеля составило 2,8 млрд грн — на такую сумму за год мы расформировали резервы, сформированные под плохие кредиты за прошедшие несколько лет.

В общей сложности кредитно-инвестиционный портфель банка за год вырос на 76 млрд грн. Объем государственных ценных бумаг в портфеле банка увеличился на 31% или на 54 млрд грн. Чистый кредитный портфель вырос на 22 млрд грн, или на 25%.

Предупреждая возможный вопрос относительно значительной доли ценных бумаг в структуре активов банка, отмечу: если бы в стране не было войны, если бы был экономический рост и более высокий спрос на кредиты, то мы бы выросли больше в кредитном портфеле, чем в государственных облигациях. Но ничего плохого в росте доли государственных облигаций в портфелях госбанков нет. Мы предоставляем государству возможность сократить дефицит бюджета, сформировавшийся из-за недостаточного роста экономики и налогов в условиях войны. Если в стране есть рост экономики — растут налоги, уменьшается дефицит бюджета — увеличивается кредитование бизнеса. Все свободные средства мы предоставляем государству. Кстати, по абсолютно нормальным ставкам. И если государству потребуется, мы готовы наращивать и дальше портфель ОВГЗ, одновременно кредитуя бизнес.

Общие процентные доходы Ощадбанка в 2024 году составили 44 млрд грн, из которых 19 млрд грн составили доходы от государственных облигаций.

В течение 2024 года наблюдался тренд по уменьшению объемов инвестирования банков в депозитные сертификаты НБУ и увеличению вложений в ОВГЗ. Надо понимать, что в депсертификаты мы вкладываем не для заработка, а в первую очередь с целью управления ликвидностью. А для Национального банка это инструмент монетарной политики для контроля за инфляцией и уменьшения давления на курс гривны.

Какую сумму налогов и дивидендов государству должен уплатить Ощадбанк в 2025 году по результатам 2024 года?

— Более 12 млрд грн. Большая часть этой суммы — налоги.

А готов ли бизнес идти к вам за кредитами?

— Спрос со стороны бизнеса есть. Честно говоря, хотелось бы побольше проектов. Частный бизнес в условиях войны достаточно осторожно подходит к инвестированию в развитие. Однако такой бизнес есть, и он приходит к нам за кредитами. Работаем над увеличением доли частного сектора в нашем кредитном портфеле.

Кроме того, нуждается в восстановлении украинская экономика, в частности, энергетический сектор, газовая отрасль, оборонный комплекс. Потому я не переживаю, что у нас не будет роста кредитного портфеля.

Какова роль Ощадбанка и других государственных банков в финансировании оборонно-промышленного комплекса? Какова роль и доля в этом процессе банков частного сектора?

— Основным драйвером здесь являются государственные банки. Среди госбанков Ощад является основным. На сегодняшний день. Ситуация может меняться.

Несколько частных украинских банков тоже поддерживают оборонный комплекс. Они вступают в клубные соглашения, консорциумы. Ощадбанк сегодня видит себя лидером консорциумного кредитования. Это касается энергетики и ОПК. На сегодняшний день объем кредитов Ощадбанка для оборонно-промышленного комплекса превышает 10 млрд грн. Я думаю, в последующие годы доля таких кредитов будет увеличиваться.

О проблемных заемщиках и судах с россией

Какова ситуация с «плохими» кредитами (NPL) Ощадбанка?

— Улучшается. В 2022–2023 годах доля так называемых плохих кредитов составляла 46%. В структуре этих кредитов значительную часть занимали старые долги. Плюс добавились новые, возникшие с начала полномасштабной войны. Речь идет о кредитах заемщикам, оказавшимся на оккупированных территориях. Там мы вообще не можем ничего поделать, поэтому вынуждены резервировать эти кредиты и признавать их «плохими». К концу 2024 года доля NPL уменьшилась до 39%. Но подчеркиваю: эти плохие кредиты уже зарезервированы, негативного влияния на капитал нет.

Упомянутые мною ранее 2,8 млрд грн расформированных резервов — это в значительной степени результат работы по реструктуризации долгов. А были активы, которые мы просто продали. Есть активы, которые мы списали.

Кто сейчас самые проблемные заемщики Ощадбанка?

— Уже долгое время остается компания-владелец столичного бизнес-центра Gulliver.

За последний год какой прогресс в урегулировании этой задолженности есть?

— К сожалению, в 2024 году ситуация усугубилась. После того, как БЦ Gulliver (являющийся залогом и единственным источником погашения проблемного кредита, который во время войны продолжал частично обслуживаться) по решению суда был передан в АРМА, платежи по кредиту остановились. Платежей уже не было в течение второй половины 2024 года, нет платежей и сейчас. Поэтому Ощадбанк начал процесс взимания актива.

Какова ситуация с обслуживанием кредитов заемщиками с ныне оккупированных территорий?

— Большинство наших заемщиков, которые находятся на контролируемой Украиной территории, но имели бизнес на оккупированных территориях, платить по кредитам не могут. Пока мы с них долги не взимаем. Ждем того времени, когда сможем с этой категорией заемщиков говорить о реструктуризации или других механизмах погашения долгов.

С теми же заемщиками, которые остались на оккупированных территориях, мы вообще не общаемся.

Как Ощадбанк работает с украинскими беженцами за границей? Как они обслуживают кредиты?

— Мы работаем с ними как с обычными клиентами. Стараемся сделать обслуживание для них максимально удобным, в частности, по возможности максимально вводим дистанционные сервисы. Но самое главное — мы регулярно продлеваем сроки действия платежных карт. Кроме того, не так давно отменили комиссию при расчетах картами Ощадбанка за границей.

Сергей Наумов, глава правления Ощадбанка. Фото: Delo.ua

Банкиры утверждают, что большинство украинских беженцеввладельцев бизнесов и состоятельных украинцев вернулись в Украину. Число богатых VIP-клиентов отечественных банков за рубежом сократилось втрое. Видите ли вы эту динамику?

— Мы не ведем такую статистику. Но мы видим, что значительная часть наших клиентов все еще находятся за рубежом. Общая проблема банковской системы Украины — сокращение количества клиентов.

Расскажите о положении дел с исками Ощадбанка к РФ о компенсации убытков из-за военной агрессии по состоянию на данный момент.

— Еще в декабре 2022 года мы окончательно выиграли арбитраж в Париже по иску к России по поводу потери Ощадбанком своих активов в Крыму. Сейчас находимся на стадии легализации судебного решения по другим юрисдикциям и поиска по всему миру российских активов для их последующего ареста. Но найти активы очень сложно.

О банке Укрпочты и других конкурентах

Что вы думаете о будущем банке Укрпочты? В какой степени он может составить конкуренцию Ощадбанку? В частности, Ощадбанк сохраняет лидерство по количеству работающих отделений во время войны. Как собираетесь делить «лавры» с банком Укрпочты?

— Разумеется, появление нового государственного системного банка с разветвленной филиальной сетью является фактором усиления конкуренции на рынке. Но с учетом того факта, что банк «Укрпочты» задумается как инклюзивный банк, это только «плюс» для нашей страны. Другое дело, как отделения банка «Укрпочты» могут вести прибыльную деятельность в маленьких отдаленных населенных пунктах. Так, согласно требованиям НБУ, в отделениях «Укрпочты», в частности, нужно будет усиливать кассы, меры безопасности, внедрять систему финансового мониторинга, осуществлять инкассацию. Все это — дополнительные расходы.

В Ощадбанке, например, работают мобильные отделения. Их преимущество в том, что они покрывают банковскими услугами значительное количество населенных пунктов. В настоящее время восемь мобильных отделений покрывают услугами 125 территориальных громад.

Люди на этих территориях нуждаются преимущественно в базовых банковских услугах — снять наличные, осуществить коммунальные платежи, перевыпустить карточки. Как правило, то, что я лично видел, для людей достаточно пользоваться банковскими услугами дважды в месяц.

В скором времени у нас заработают еще два мобильных отделения. Так что общее их количество составит — десять.

Как дорого стоит автомобиль – мобильное отделение?

— Такой автомобиль стоит недешево, но это в десятки раз дешевле, чем строить стационарные отделения. Такие автомобили энергоавтономны, оснащены электрогенераторами и Starlink.

Кстати, кто является основными конкурентами Ощадбанка? Как вы делите рынок с другими государственными банками (ПриватБанком, Укрэксимбанком, Сенс Банком, Укргазбанком), а также негосударственными финучреждениями?

— Никак не делим. Мы работаем на то, чтобы привлекать клиентов. Ощадбанк не привлекает административный ресурс, чтобы отобрать какой-то кусок рынка у других банков. У нас просто есть опыт и некоторые преимущества, и государство с программами обращается к нам. Но, конечно, все государственные банки борются за внимание своего акционера, то есть государства.

Новые лимиты на переводы между карточками и по реквизитам IBANнасколько они оправданы, по вашему мнению? Что мешало банкам качественно осуществлять финмониторинг клиентов до введения этих ограничений? (НБУ утверждает, что соответствующие нормативы по финмониторингу в банках действовали и до введения лимитов)

— Дело в том, что у каждого банка свой риск-ориентированный подход. Договорившись о введении лимитов на переводы в сумме 50-150 тысяч гривен в месяц, банки дополнительно сделали подходы по финмониторингу более требовательными и унифицированными, чтобы предотвратить прежде всего такое явление как дропы.

Насколько клиенты Ощадбанка почувствовали введение лимитов? Что изменилось в работе банка? Есть ли какие-нибудь интересные результаты и кейсы в Ощадбанке после введения ограничений?

— Большинство клиентов это никак не задело. С другой стороны, мы видим тренд по уменьшению количества нарушителей. Люди начинают понимать, что попав однажды в «черные списки» в одном банке, они не смогут обслуживаться в других. Оказывается, что продавать свои персональные данные — не такое уж прибыльное дело. И это останавливает людей от нарушений.

О реальной ситуации с кредитованием

Ощадбанклидер среди банков по программе льготной ипотеки єОселя в 2024 годукак по количеству, так и сумме займов с долей рынка около 40%. Какая сейчас ситуация с финансированием государственной программы есть єОселя?

— В прошлом году программа «єОселя» была драйвером роста кредитного портфеля Ощадбанка. Пока, к сожалению, «Укрфинжилье» не может полностью покрыть существующий спрос. И мы это ощущаем. Почувствовали это еще со второй половины 2024 года.

Какая часть желающих реально получает ипотечный кредит в Ощадбанке по этой программе? Кто эти люди? Какие самые распространенные причины отказа банка в выдаче кредита по программе ? Известна ли вам соответствующая статистика по банковскому рынку в целом?

— 60-70% желающих получают кредитование по программе «єОселя» в Ощадбанке. Среди наиболее распространенных причин отказа в выдаче кредита — несоответствие определенным условиям программы.

Чаще получают кредиты сейчас военнослужащие и члены их семей.

Есть ли у вас правдивый ответ для себя: когда в Украине заработает полноценное рыночное ипотечное кредитование?

— Когда инфляция будет ниже, когда война кончится. Это хрестоматийные вещи. Чтобы запустить кредитование, не должно быть проблем в экономике. Да и полноценная ипотека не может быть с двузначными кредитными ставками.

В чистых активах Ощадбанка доля кредитов составляет 25%. Уже ставший традиционным вопрос: что мешает банкам существенно увеличить кредитование экономики?

— Мешает война и отсутствие нормального страхования военных рисков, а также высокие кредитные ставки. Развитие кредитования возможно при условии экономического роста.

У Ощадбанка нет причин не кредитовать. У нас достаточно ликвидности. Для стимулирования спроса на кредиты мы стараемся снижать кредитные ставки, являемся активными участниками государственных льготных программ, сотрудничаем с партнерами, в том числе международными. Они дают нам возможность гарантировать финансирование до 70-80%. И это в том числе позволяет несколько снижать процентные ставки по кредитам. И что очень важно — позволяет снизить требования к залогу.

Стараемся финансировать дешево, часто балансируя на минимальном уровне безубыточности, если это касается критической инфраструктуры, например энергетики.

Что и для кого изменила учетная ставка, повышенная регулятором в январе до 14,5%, а затем в марте до 15,5%? Повлияет ли это решение НБУ на ставки банков по депозитам и кредитам? В какой степени и когда?

— Думаю, будет ощутимо влияние на доходность депозитов.

Что касается кредитных ставок, это будет зависеть от конкретного банка, от его маржинальности и планов по увеличению кредитного портфеля. Банк просто может сузить свою маржу. Те же банки, которые не заинтересованы в росте портфеля, просто увеличат кредитные ставки. Все будет зависеть от аппетитов конкретного банка по увеличению бизнеса.

Большая часть кредитного портфеля банков в Украине в части кредитов населению и ММСБ возникла за счет государственных программ поддержки бизнеса и граждан. Однако понятно, что действие этих программ не будет продолжаться вечно. Что в связи с такими перспективами ждет украинских заемщиков? Что планирует (а может, уже делает) Ощадбанк?

— Мы стараемся за счет повышения внутренней эффективности сделать кредиты достаточно дешевыми. Этого возможно добиться, в частности, за счет уменьшения административных расходов.

Пытаемся искать альтернативы государственным льготным программам, в частности, программе «Доступные кредиты 5-7-9%».

Наша цель — быть банком первого выбора для как можно большего количества бизнесов. Это также снизит стоимость финансирования.

Кстати, многие банки вообще не кредитуют по программе «Доступные кредиты 5-7-9%» и при этом имеют относительно невысокие кредитные ставки. Правда, такие банки имеют ограниченный риск аппетиты на кредитование. Они «варятся» в том пуле клиентов, которые у них уже есть. В основном это иностранные банки, у которых есть иностранные клиенты или украинские компании, работающие с ними очень долго. Но эти банки не оказывают большого влияния на общий объем кредитования в экономике.

Соотношение банковских кредитов к ВВП в Украине сократилось с 19,2% в конце 2022 года до 15,1% в 2023 году. А, например, у лидера по этому показателю в ЕС — Франции это соотношение составляет 213%. Каким вы видите желаемое будущее для банковской системы Украины и Ощадбанка в частности? Каковы реальные перспективы и предпосылки для достижения желаемых целей! Что мешает? Почему сейчас в Украине не так, как во Франции? И что будет дальше?

— Франция — это, думаю, экстремальный пример.

На сегодняшний день Ощадбанк финансирует 15% экономики. Какая цифра соотношения кредитов к ВВП будет правильной для Украины? Все зависит от пути развития. Я думаю, что 30-40% кредитов в ВВП — это будет очень хороший вариант. Это будет свидетельствовать о том, что активность бизнеса начинает расти. И это будет толчком для развития экономики.

Если же экономическое развитие окажется очень быстрым, то упомянутый показатель может быть равен и 100%. И это нормально.

О деньгах, женщинах и искусственном интеллекте

В 2024 году объем средств на счетах физических лиц в Ощадбанке вырос на 11,6%, достигнув 210 млрд грн. Для банка это определенно хорошо. Но о чем это говорит: Людям некуда вкладывать средства? Люди не доверяют государству (поскольку могли бы покупать ОВГЗ, а не размещать деньги на депозит)? С бизнесом все плохо (поскольку люди не вкладывают деньги в бизнес, а несут в банк)?

— Я думаю, что все указанное вами верно. Плюс — это результат действия ряда ограничений в период военного положения. Кроме того, накоплению средств на счетах способствует всеобщее увеличение денежной массы в стране.

Что касается покупки ОВГЗ — здесь динамика положительная, люди покупают государственные ценные бумаги. А вот бизнесы пока далеко не все готовы вкладываться в развитие.

Вопрос неоднозначный и не столько об Ощадбанке. Контакт-центр Ощадбанка в 2024 году получал более миллиона обращений ежемесячно. При этом 75% запросов отработаны автоматически. Такие показатели обеспечены, в частности, за счет работы интеллектуального помощника «София», заменяющего работу 500 операторов. Как вы оцениваете прогрессивность подобных технологий с учетом того, что потенциально 500 человек остались без работы?

— Эти 500 человек могут найти себя в других областях, в частности в области IT. Если есть спрос на подобные программы, искусственный интеллект, то автоматически возникает потребность в специалистах, которые будут разрабатывать такие технологии.

В целом же рынок труда на сегодняшний день дефицитен. Мы не можем найти людей. У нас более 800 вакансий. Искусственный интеллект как раз и может быть частичным решением проблем с дефицитом кадров, который является результатом войны и общего ухудшения демографической ситуации в Украине.

Сколько женщин работают инкассаторами в Ощадбанке?

— Пока только одна женщина. Но мы хотим больше. Поэтому призываем всех женщин, кто хочет попробовать себя в качестве инкассатора, — пожалуйста! Это может быть классной работой для женщины.

Еще в конце января 2024 года заместитель министра финансов Юрий Драганчук заявил, что правительство готовится к продаже двух государственных банков, на которые уже якобы есть потенциальные покупатели. Речь шла вроде бы об Укргазбанке и Сенс Банке. Как вы оцениваете перспективы выхода государства из капитала банков во время войны?

— Вероятность того, что какие-то государственные банки будут приватизированы до конца войны, очень невелика. Это мое субъективное мнение, я могу ошибаться, не обладая полной информацией по потенциальным переговорам. Но организовать конкурс по приватизации государственного банка с достаточным количеством потенциальных инвесторов сейчас очень сложно.